К обсуждаемой теме.
Ребенок рождается исключительно с инстинктами. Первые понятия, которые приходят сами - это ХОЧУ и НЕ ХОЧУ, далее БУДУ и НЕ БУДУ.
Понятия НАДО и НЕ НАДО, МОЖНО и НЕЛЬЗЯ прививаются и формируются исключительно через воспитание. Более того, я считаю, что эти понятия являются главными с точки зрения социализации. Для меня социализация - это не языком почесать на площадке или не в хороводе потанцевать. Для меня социализация ребенка - это понимание, принимание и умение следовать понятиям НАДО и НЕ НАДО, МОЖНО и НЕЛЬЗЯ.
Пример-отступление. Мы в начале года начинали ходить на занятия. Центр целиком платный, такая прогимназия, занимаются с детишками от 6 мес до окончания начальной школы. Центр современный, хороший, педагоги не плохие. Вобщем, понравился мне всем и даже не жалко денег на него было. Но проблема появилась там, где я ее совсем на ждала. В нашей группе было 7 детишек, возраст в среднем 1,8-3 года. Почти все с нянями ходили. И вот в этой небольшой группе было два ребенка - мальчик и девочка (не родственники), которые кроме того, что очень мало были знакомы с правилами поведения в коллективе (здесь ничего страшного не вижу - главное этим правилам учиться) и за все время не продвинулись в их освоении (ну, конечно, не они, это взрослые их не продвинули
![smile :)](https://www.probirka.org/forum/images/smilies/icon_smile.gif)
), так еще взрослые всячески потакали их ХОЧУ и НЕ ХОЧУ, БУДУ и НЕ БУДУ.
Например, сидим делаем задание - лепим колобков. Один из этих двух детишек обязательно скажет "я не буду, не хочу" и начинает хныкать или злиться. Няня бросается к нему со словами, ну не хочешь - не надо. И так каждый раз. В начале педагог пыталась говорить со взрослыми, объясняя, что это не верное поведение взрослого. На что няня или мама отвечала - "а что такого, если я не хочу что-то, то я тоже не делаю". Были даже ситуации, когда истерика у детишек по поводу "хочу и не хочу" доходила до валяния на полу и тогда няня или мама просили педагога сделать то, что хочет ре. Например, было музыкальное задание, ре хотел его повторить, тогда как все должны были переходить к чаепитию и вот ВСЯ ГРУППА!!! повторяла задание, лишь бы истерика у ре прошла и его "хочу" исполнилось - ведь мама его тоже, если что-то хочет, то делает
![smile :)](https://www.probirka.org/forum/images/smilies/icon_smile.gif)
.
Я забрала ре из этих занятий. И не только я. Причина - я не хочу, чтобы ребенок учился этому варианту псевдосоциального поведения, не хочу, чтобы копировал дурные образцы.
Конечно же, эти двое очаровательных детишек совершенно не при чем и совершенно не виноваты в таком их поведении. Они следуют той модели, которую освоили и которую поощряют взрослые. Поплакал по поводу "хочу" - получил. Повалялся - добился. Не захтел делать задание - сказал "не хочу" и убежал в игровую и не важно, что другой коллектив детей, а также взрослых это заставляет напрягаться, ибо всем тоже интересно куда ре побежал и все отвлекаются.
Я считаю, главная задача взрослого - социализировать ребенка - в семье, в саду/на занятиях, в школе и т.д. Научить правилам, границам, нормам. Не все что хочется - можно! И не все, что не хочется можно не делать.
Я не знаю и не понимаю, КАК это сделать в середине воспитательного пути. Ну типа - до 3 лет так, что хочешь - получишь, не хочешь - не делай, иди играй; а после 3-х по-другому. Я понимаю и вижу КАК это можно сделать с пеленок.
Более того, на сегодняшний день я даже считаю, что ре, без вот этой социализации совершенно не приспособлен к тому, что вокруг него не будет куча нянек, которые будут выполнять его хотелки.
Здесь тоже пример-отступление.
В гимназию, в класс, где учится сын в начале года пришла девочка по причине переезда на другое место жительства. До этого она училась в частной школе, еще до этого в частном саду была. Дома с нянями. Отучившись пол года - ушла.
На родительском собрании я сидела я ее мамой. Мама была очень расстроенная и обеспокоенная. Я спросила, в чем причина? Что не так у ее дочки? Учеба?
Ее ответ мне тоже в голову не мог придти. Она рассказала следующее: во всех частных заведениях, где была ее дочь, а также дома взрослые всегда шли на встречу пожеланиям детей. Например, в школе, если ре уставал на уроке, он мог выйти и погулять в коридор или прилечь на диване прям в классе. Если у ре не получалось что-то по занятиям и ре говорил, что хочет сделать это потом - значит, делал потом. Ну и т.д.
Мама сказала, что ее дочь не вписывается со всем этим в строгие правила гимназии. Дочь испытывает колоссальный нервный срыв из-за того, что с ее воспитанной с детства моделью, она не может вписаться ни в коллектив (а коллектив ее тоже не принял), ни в саму систему гимназического социума.
Они ушли снова в частную школу. Мама сказала, что очевидно ничего, кроме частного образования она не сможет выбрать для своего ребенка.
Я об этом потом очень много думала, настолько меня все это зацепило - и ее рассказ, и то, что сын и педагоги рассказывали. Думала применительно к себе и к своей модели воспитания как я ее вижу.
Крики дома взрослых - это всегда от эмоций и от бесконтрольности ситуации. Я себе в голове всегда составляю некий шаблон моего поведения в той или иной ситуации, это помогает. Ну и няни всегда помогают, ибо просто разгружают маму. Если нет нянь - только безграничное терпение и правила - эти два понятия просто палочки-выручалочки для меня.
Крики ре - это просто от того, что это самое примитивное, почти на уровне инстинктов, чем он учится выражать хочу и не хочу. А вот далее - ре либо поймет, что так можно и закрепит это, либо поймет, что так нельзя и научится выражать свои хотелки по-другому и поймет, что не все, что хочется, то можно, что есть границы и правила. Конечно, не сам поймет, а только если взрослые научат
Я тоже считаю, что нельзя менять планы из-за того, что ре вдруг передумал и перехотел. Не социум крутиться вокруг него, а он живет в социуме и должен считаться с мнением других, особенно более старших. Задача моя сделать так, чтобы ре захотел снова или на более старшем этапе просто понимал и знал слово НАДО.
Любая безграничная свобода одного человека существует за счет несвободы другого. Не бывает абсолютной свободы просто так. Ре и "мамы-няни" вокруг него - не в счет, для меня это тоже "несвобода" как раз самого ре через некоторое время, когда он окажется не в тепличных условиях, а в реальном социуме.