Часы приема:
понедельник, четверг 13 - 16 ч.
среда, пятница 9 - 12 ч.
Телефон (4852) 40 - 11 - 59 Кузнецова Лариса Юрьевна
В связи с многочисленными обращениями по факту затягивания сроков ожидания выдачи направлений для проведения процедуры ЭКО на территории Ярославля и Ярославской области активная группа форума обратилась в юридическую компанию за защитой своих прав и интересов.
Была проделала огромная работа по подготовке коллективных жалоб в 5 инстанций: изучено законодательство РФ, собраны необходимые документы и подписи (84 человека).
Через курьерскую службу в апреле 2018 г. жалобы направлены в вышестоящие органы власти.
Ответы от органов власти будем прикладывать при их получении от контактного лица, выбранного активной группой форума и указанного в отправленных жалобах.
Ф И Р М Е Н Н Ы Й Б Л А Н К
Ю Р И Д И Ч Е С К О Й
К О М П А Н И И
_________________________________________________________
Министру здравоохранения Российской Федерации
В.И. Скворцовой
127994, ГСП-4, Москва, Рахмановский пер, д. 3
Москва, ул. Неглинная, д.25, 3-й подъезд, «Экспедиция»
Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования
127994, ГСП-4, Москва, ул. Новослободская, д. 37, корп. 4А
Администрация Президента Российской Федерации
103132, Москва, ул. Ильинка, д.23
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 47
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей
Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации
103265, Москва, Охотный ряд, д.1
от жителей
г. Ярославля и Ярославской области
(Приложение № 1)
Контактное лицо: Хххххххх Х.Х.
1500ХХ, г. Ярославль, ул. Хххххххххх, д. ХХ, кв. ХХ
Хххххх@mail.ru
24 марта 2018 года
КОЛЛЕКТИВНАЯ ЖАЛОБА
на бездействие должностных лиц органов исполнительной власти
Ярославской области
Мы, нижеподписавшиеся (Приложение № 1), являемся жителями г. Ярославля и Ярославской области, участниками Программы обязательного медицинского страхования (ОМС) в части оказания медицинской помощи при бесплодии с использованием вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения - ЭКО) за счет средств ОМС в Ярославской области.
Считаем, в нарушение действующего законодательства РФ органами исполнительной власти Ярославской области, в том числе департаментом здравоохранения и фармации Ярославской области, затягиваются сроки ожидания выдачи направлений для проведения процедуры ЭКО за счет средств ОМС, запланированные объемы медицинской помощи с применением ЭКО и необходимые финансовые средства не соответствуют реально существующим потребностям.
Для своевременного получения направлений супружеские пары, страдающие бесплодием, вынуждены вступать в протокол ЭКО на платной основе, в том числе за счет кредитных средств и/или долгов, менять место жительства и место работы и переезжать в соседние регионы РФ, где период ожидания выдачи направлений значительно сокращен.
Указом Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 утверждена Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года, которая, в свою очередь, направлена на рост рождаемости и улучшение демографической ситуации в стране. Основными задачами демографической политики РФ, в частности, являются укрепление репродуктивного здоровья населения и повышение уровня рождаемости. Решение задачи по укреплению репродуктивного здоровья населения включает в себя обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи по восстановлению репродуктивного здоровья, в том числе вспомогательных репродуктивных технологий.
В соответствии со статьей 55 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» вспомогательные репродуктивные технологии - это методы лечения бесплодия, при применении которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне материнского организма. Таким образом, процедура ЭКО также является вспомогательной репродуктивной технологией.
В настоящее время решение задачи по повышению уровня рождаемости является приоритетной как на федеральном, так и на региональном уровне.
Ярославская область включена в перечень субъектов РФ, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости не превышает 2, в отношении которых согласно Указу Президента РФ от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики РФ" начиная с 2013 года осуществляется софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов РФ.
С целью реализации Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 606 постановлением Правительства Ярославской области от 05.03.2015 N 220-п утвержден Региональный план мероприятий ("дорожная карта") по повышению рождаемости в Ярославской области, в соответствии с которым Управлению по социальной и демографической политике Правительства области совместно с органами исполнительной власти Ярославской области необходимо обеспечить достижение целевых показателей, определенных Планом мероприятий, в том числе направленных на повышение рождаемости в Ярославской области:
N
п/п Наименование мероприятия Наименование показателя Значения показателей Ответственные
исполнители мероприятия
2013 2014 2015 2016 2017 2018 ДЗ ЯО
год год год год год год
3.1. Расширение спектра медицинских услуг по применению вспомогательных репродуктивных технологий число пациентов, чел. - 500 520 550 550 550
ожидаемый прирост рождений - 120 150 165 170 180
3.2. Внедрение процедуры экстракорпорального оплодотворения в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Ярославской области "Областной перинатальный центр"
число попыток применения экстракорпорального
оплодотворения, ед. - 0 100 130 150 160
ожидаемый прирост рождений - - 25 40 45 60
В целях обеспечения конституционных прав граждан РФ на бесплатное оказание медицинской помощи Правительством РФ утверждены Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (Постановление Правительства РФ от 19.12.2016 N 1403) и на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (Постановление Правительства РФ от 08.12.2017 N 1492), согласно которым в рамках базовой программы ОМС и за счет средств ОМС осуществляются мероприятия по применению вспомогательных репродуктивных технологий (ЭКО).
Согласно Федеральному закону от 19.12.2016 № 418-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», Федеральному закону от 05.12.2017 № 368-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» заложено не только финансовое обеспечение на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, гражданам РФ федеральными государственными учреждениями, но и Дотация федеральному бюджету на финансовое обеспечение расходов на оказание гражданам РФ высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС (Межбюджетные трансферты).
Это означает, что запланированные в бюджете Ярославской области средства на лечение бесплодия с применением процедуры ЭКО в рамках высокотехнологичной медицинской помощи передаются фонду ОМС.
Согласно письму Минздрава России от 29.03.2016 N 15-4/10/2-1895 Об информационно-методическом письме «О направлении граждан РФ для проведения процедуры ЭКО» планируемый объем медицинской помощи с применением ЭКО и необходимые финансовые средства в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи рассчитывается на основе листов ожидания, в зависимости от потребности.
Информация о количестве пациентов, направленных на проведение процедуры ЭКО за счет средств ОМС, и сведения о выбранных ими медицинских организациях для проведения ЭКО, о количестве пациентов повторно включенных в лист ожидания Комиссией по отбору пациентов для проведения процедуры ЭКО, созданной органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения, а именно Комиссией департамента здравоохранения и фармации Ярославской области по направлению пациентов для проведения процедуры ЭКО за счет средств ОМС, предоставляются в Комиссию по разработке территориальных программ ОМС и в установленном Правилами порядке доводятся до сведения территориальных фондов ОМС и страховых медицинских организации.
В соответствии с письмом Минздрава России N 15-0/10/1-7577 и Федерального фонда обязательного медицинского страхования N 12573/30-4/и от 22.12.2016 "О повышении эффективности процедуры ЭКО за счет средств ОМС" органам исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения, учитывая высокое социальное значение преодоления бесплодия с помощью процедуры ЭКО, необходимо принять меры по совершенствованию организации медицинской помощи с использованием ЭКО.
При планировании объемов медицинской помощи с использованием ЭКО в рамках базовой программы ОМС на очередной финансовый год необходимо учитывать число застрахованных лиц - пациентов, страдающих женским и мужским бесплодием, находящихся на учете и проходящих лечение в медицинских организациях субъекта РФ, а также возможность получения медицинской помощи с применением методов ЭКО застрахованными лицами за пределами субъекта РФ, на территории которого выдан полис ОМС, в медицинских организациях, участвующих в реализации программ ОМС.
Вместе с тем, согласно информации, размещенной на официальном сайте департамента здравоохранения и фармации Ярославской области (Приложение № 2), количество пациентов, зарегистрированных в Ярославской области по листу ожидания на процедуру ЭКО увеличивается:
в 2015 году - 895 пациентов (Приложение № 3),
в 2016 году - 872 пациента (Приложение № 3),
в 2017 году - 913 пациентов (Приложение № 4),
в 2018 году - 130 пациентов по состоянию на 26.02.2018 (Приложение № 5).
Пациентам, зарегистрированным в 2017 году по листу ожидания в Ярославской области для проведения процедуры ЭКО, по состоянию на 24.03.2018, направления выданы лишь 201 пациенту, 712 пациентов до сих пор ожидают своей очереди.
Срок ожидания предоставления направлений в Ярославской области составляет 11 месяцев и более.
В то время как, по сведениям, размещенным на официальных сайтах органов исполнительной власти иных субъектов РФ в сфере здравоохранения, период ожидания выдачи направлений в других регионах РФ значительно сокращен:
• Министерство здравоохранения Тверской области ≈ 1 неделя:
• Министерство здравоохранения Московской области ≈ 2 неделиКроме того, согласно анализу ответов, поступивших из департамента здравоохранения и фармации Ярославской области, объемы медицинской помощи с использованием ЭКО, утвержденные Территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания населению Ярославской области медицинской помощи*, практически в два раза занижены от реально существующей потребности:
в 2015 году - 422 объема,
в 2016 году – 502 объема,
в 2017 году - 502 объема
в 2018 году - 550 объемов.
* Постановления Правительства Ярославской области от 29.12.2014 № 1410-п, от 31.12.2015 № 1457-п, от 30.12.2016 № 1369-п, от 29.12.2017 № 1003-п.
Порядок направления пациентов, проживающих на территории Ярославской области, для проведения процедуры ЭКО за счет средств ОМС определен приказом Минздрава России от 30.08.2012 N 107н "О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению".
Так, на территории Ярославской области медицинскую помощь пациентам, страдающим бесплодием, с использованием метода ЭКО по территориальным программам ОМС оказывают три медицинские организации:
- ГБУЗ ЯО "Областной перинатальный центр",
- ООО "Мать и дитя Ярославль",
- ООО "МЦ "Юнона".
Право выбора медицинской организации для проведения процедуры ЭКО, как на территории Ярославской области, так и за ее пределами, остается за пациентами.
При отсутствии беременности после проведения процедуры ЭКО в рамках базовой программы ОМС пациенты повторно включаются в лист ожидания при условии соблюдения очередности.
Стоит отметить, что оптимальный репродуктивный возраст у женщины – до 35 лет (1983 год рождения), и супружеские пары, нуждающиеся в оказании данной медицинской помощи, в ожидании очереди теряют драгоценное время и могут уже никогда не познать радость материнства и родительства.
Полагаем, что сроки ожидания предоставления направлений для проведения процедуры ЭКО за счет средств ОМС должны быть минимизированы, время предоставления услуги должно варьироваться в зависимости от продолжительности овуляторного цикла женщины (в среднем он составляет около 30 дней).
Также необходимо учесть, что анализы, проводимые перед программой ЭКО (обследование), имеют определенные сроки годности, ограничены временем от 7 дней до 12 месяцев. По истечении вышеуказанных сроков обследование необходимо проводить повторно, что требует дополнительного времени и значительных материальных затрат.
Наряду с этим, в соответствии с письмом Федерального фонда обязательного медицинского страхования N 1996/30-1/889 от 15.02.2018 и Минздрава России N 15-4/682-07 от 26.02.2018 "О совершенствовании медицинской помощи при бесплодии с использованием вспомогательных репродуктивных технологий" в процессе выполнения ЭКО предусмотрена необходимость осуществления криоконсервации эмбрионов. С целью оптимизации дальнейших затрат при проведении повторного цикла ЭКО, следует криоконсервировать по возможности максимальное число полученных эмбрионов.
Финансовое обеспечение ЭКО и криопереноса осуществляется согласно тарифному соглашению, утвержденному в соответствии с ежегодно издаваемыми Методическими рекомендациями по способам оплаты медицинской помощи за счет средств ОМС.
Вместе с тем, департамент здравоохранения и фармации Ярославской области данной информацией не владеет, порядок направления для проведения процедуры переноса криоконсервированных эмбрионов в рамках базовой программы ОМС, а также электронная версия листов ожидания на проведение криопереноса на официальном сайте департамента здравоохранения и фармации Ярославской области (Приложение № 2) отсутствуют.
Бездействие органов исполнительной власти Ярославской области и несоблюдение действующего законодательства РФ нарушают гарантированные Конституцией РФ и Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» права граждан в сфере здравоохранения.
Нами неоднократно велась переписка с департаментом здравоохранения и фармации в Ярославской области и иными органами исполнительной власти Ярославской области, однако к решению существующий проблемы не привела.
Ответственные лица в департаменте здравоохранения и фармации в Ярославской области, занимающиеся непосредственно выдачей направлений для проведения процедуры ЭКО и/или криопереноса за счет средств ОМС, на личном приеме ведут себя некорректно, позволяют себе грубость и лишние высказывания, отсутствует чувство такта в таком наболевшем многим женщинам вопросе.
Считаем, недостаточное финансирование не является основанием освобождения органов исполнительной власти Ярославской области, в том числе в сфере здравоохранения, от лечения пациентов, страдающих бесплодием, и влечет несоблюдение федеральных гарантий.
На основании вышеизложенного,
ПРОСИМ:
1. Разъяснить порядок и сроки предоставления направлений участникам Программы обязательного медицинского страхования в части оказания медицинской помощи при бесплодии с использованием вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения и/или криопереноса) за счет средств обязательного медицинского страхования в Ярославской области.
2. Провести проверку по факту бездействия органов исполнительной власти Ярославской области по обеспечению направлениями нуждающихся пациентов г. Ярославля и Ярославской области, включенных в листы ожидания 2017 и 2018 годов, для проведения процедуры ЭКО и/или криопереноса за счет средств обязательного медицинского страхования.
3. Принять меры к обеспечению направлениями нуждающихся пациентов г. Ярославля и Ярославской области, включенных в листы ожидания 2017 и 2018 годов, для проведения процедуры ЭКО и/или криопереноса за счет средств обязательного медицинского страхования.
Ответ просим направить по адресу: 1500ХХ, г. Ярославль, ул. Хххххххххх, д. ХХ, кв. ХХ и электронной почте: Хххххх@mail.ru.
ПРИЛОЖЕНИЯ
К КОЛЛЕКТИВНОЙ ЖАЛОБЕ
на бездействие должностных лиц органов исполнительной власти
Ярославской области
Приложение № 1: Список жителей г. Ярославля и Ярославской области на 4 л. в 1 экз. (стр. 9-12);
Приложение № 2: Информация, размещенная на официальном сайте департамента здравоохранения и фармации Ярославской области на 2 л. в 1 экз. (стр. 13-14);
Приложение № 3: Лист ожидания ЭКО ОМС 2015 год, 2016 год, Ярославская область на 67 л. в 1 экз. (стр. 15-81);
Приложение № 4: Лист ожидания ЭКО ОМС 2017 год, Ярославская область на 49 л. в 1 экз. (стр. 82-130);
Приложение № 5: Лист ожидания ЭКО ОМС 2018 год, Ярославская область на 8 л. в 1 экз. (стр. 131-138);
Приложение № 6: Копии ответов Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области на 23 л. в 1 экз. (стр. 139-161);
Приложение № 7: Копии направлений для проведения процедуры ЭКО за счет средств ОМС на 3 л. в 1 экз. (стр. 162-164);
Приложение № 8: Копии ответов Правительства Ярославской области на 6 л. в 1 экз. (стр. 165-170);
Приложение № 9: Копии ответов Прокуратуры Ярославской области на 4 л. в 1 экз. (стр. 171-174);
Приложение № 10: Копия ответа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области на 1 л. в 1 экз. (стр. 175);
Приложение № 10а: Копия ответа Территориального органа Росздравнадзора по Ярославской области на 1 л. в 1 экз. (стр. 176);
Приложение № 11: Копии ответов Министерства здравоохранения Российской Федерации на 3 л. в 1 экз. (стр. 177-179);
Приложение № 12: Копии ответов Администрации Президента Российской Федерации на 5 л. в 1 экз. (стр. 180-184);
Приложение № 13: Информация с официального сайта Портала органов государственной власти Ярославской области на 1 л. в 1 экз. (стр. 185).
Приложение № 14: Копии накладных на 4 л. в 1 экз. (стр. 186-189).
- 1б-испр.jpg (62 КБ) 47572 просмотра
- 1а.jpg (64.32 КБ) 47572 просмотра
- 1.jpg (37.7 КБ) 47572 просмотра