типа, квинтэссенция домановской философии. мамам грудничков не поздно взять на вооружение:
ПЕРЕДВИЖЕНИЕ
Что Вы должны знать
1. Передвижение – основа жизни.
2. Дети с травмами мозга должны передвигаться как можно больше.
3. Необходимо создать ребенку идеальные условия для передвижения.
4. Чтобы двигаться правильно, ребенок должен находиться на животе, а не на спине.
5. Любое устройство, ограничивающее или замедляющее передвижение, может быть вредным для ребенка с травмой мозга.
6. Движение увеличивает дыхание и повышает приток кислорода к мозгу, что приводит к улучшению функций мозга.
7. Движение улучшает структуру тела.
8. Движение развивает зрение.
9. Движение повышает умственные способности.
10. Движение улучшает пищеварение, экскрецию и здоровье.
11. Движение уменьшает количество респираторных заболеваний.
Что делать, чтобы создать идеальные условия
1. Дайте своему ребенку возможность двигаться по возможности больше.
2. Чтобы создать идеальные условия для движения, предоставьте неограниченное пространство и чистый, теплый, безопасный пол.
3. Если Ваш ребенок может ползать на животе, пусть ползает как можно больше.
4. Если Ваш ребенок может ползать на руках и коленях, пусть ползает как можно больше.
5. Если Ваш ребенок может ходить, пусть ходит как можно больше.
6. Если Ваш ребенок может бегать, пусть бегает как можно больше.
7. С Вашей стороны будет очень мудро ползти, идти или бежать рядом со своим ребенком.
8. Какое бы физическое действие Ваш ребенок ни мог совершать, позвольте ему совершать его совершенно самостоятельно.
9. Какое бы физическое действие Ваш ребенок ни мог совершать самостоятельно, пусть совершает его часто, но в течение коротких периодов весь день.
10. Делайте каждое занятие со своим ребенком радостным и успешным. Успех порождает мотивацию, которая порождает еще больший успех.
Чего нельзя делать
1. Не кладите ребенка на спину.
2. Не ограничивайте возможность ребенку двигаться в безопасных условиях.
3. Не ограничивайте ребенку возможность передвигаться, поддерживая его длительное время.
4. Не одевайте ребенка в одежду, ограничивающую его движения.
5. Не помещайте ребенка в какое-либо устройство, ограничивающее или замедляющее движения (инвалидная коляска, детский манеж, рюкзак, детская коляска, бандаж или подвеска), если Вы не перевозите ребенка.
6. Не помещайте ребенка в ходунок – это может быть опасным.
7. Не пытайтесь помочь ребенку, касаясь, подталкивая или поддерживая его, когда он передвигается или пытается передвигаться.
8. Не заставляйте и не уговаривайте ребенка двигаться.
9. Не поправляйте и не критикуйте то, как ребенок двигается.
10. Не утомляйте ребенка и не позволяйте ему перенапрягаться.
УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ
Что Вы должны знать
1. Нет связи между травмой мозга и умственными способностями.
2. Есть значительная связь между травмой мозга и способностью проявлять умственные способности.
3. В Ваших руках ребенку лучше всего, так как матери – лучшие учителя для своих детей.
4. Вы можете научить ребенка всему, что можете представить честным, действительным и радостным способом.
5. Давайте своему ребенку информацию как подарок, не прося ее обратно или ожидая чего-нибудь в ответ.
6. Радость – это ключ к успешному преподаванию и реальному обучению.
7. У детей страсть учиться, так как обучение – это навык выживания.
8. Ребенку с мозговыми травмами часто трудно пользоваться обоими глазами вместе согласованно, и это мешает его пространственному зрению и его способности учиться и действовать.
9. Детям намного легче читать, если печать значительно увеличена.
10. Многие дети с травмами мозга очень чувствительны к повседневным звукам, и это сильно мешает их обучению и действиям.
Чего нельзя делать
1. Не проверяйте своего ребенка.
2. Не надоедайте ребенку.
3. Не говорите с ребенком свысока и не сюсюкайте.
4. Не думайте, что кто-то будет лучшим учителем Вашему ребенку. Никто не знает и не любит Вашего ребенка больше Вас.
5. Не думайте, что Ваш ребенок не может учиться или может учиться только медленно, потому что у него травма мозга.
6. Не думайте, что Ваш ребенок не обладает умственными способностями, потому что он не говорит или говорит плохо.
7. Не ждите, что ребенок докажет Вам, что он умен. Он учит то, чему Вы его учите.
8. Не давайте ребенку для чтения печатные материалы, набранные слишком мелким для него шрифтом.
9. Не игнорируйте ребенка и не позволяйте другим игнорировать его.
10. Не допускайте пребывание ребенка в шумной, хаотичной и непредсказуемой среде.
СОЦИАЛЬНЫЙ РОСТ
Что Вы должны знать
1. Вежливому поведению учатся дома от матери и отца, так что это – лучшее место для тренировки правильного поведения.
2. Всем детям с мозговыми травмами нужно поведение высокого стандарта.
3. Стандарт поведения дома должен быть ясно определен.
4. Все дети с мозговыми травмами хотят знать, чего от них ждут.
5. Все дети с мозговыми травмами должны и хотят способствовать остальным.
6. Все дети с мозговыми травмами должны учиться отвечать за себя, свою семью и хозяйство.
7. Дети с травмами мозга, не успевающие в школе, будут учиться лучше дома.
8. У детей с мозговыми травмами травма мозга, они не ленивые, не помешанные и не сумасшедшие.
9. Дети с мозговыми травмами часто учатся неправильному поведению, если их поместить с другими детьми с мозговыми травмами.
10. Непредсказуемое, непостоянное или плохое поведение может быть результатом проблем со зрением, слухом, осязанием, питанием или аллергий.
Что делать
1. Будьте с ребенком как можно больше, чтобы он научился хорошим манерам и правильному поведению.
2. Поддерживайте высокий стандарт поведения для всех членов семьи, включая своего ребенка с мозговой травмой.
3. Ясно учите своего ребенка тому, что Вы от него ожидаете.
4. Будьте совершенно последовательны.
5. Будьте честны и справедливы.
6. Каждый раз, когда Ваш ребенок делает что-нибудь хорошее, говорите ему, что Вам это нравится. Тогда он будет делать это чаще.
7. Позволяйте ребенку производить самостоятельно все действия, которые он может производить самостоятельно.
8. Давайте ребенку растущие обязанности по хозяйству, чтобы он был полноценным членом семьи.
9. Предоставьте пошаговые инструкции по обязанностям.
10. Позаботьтесь о том, чтобы Ваш ребенок был всегда хорошо одет и ухожен.
Чего нельзя делать
1. Не создавайте более низкий стандарт поведения для своего ребенка с травмой мозга.
2. Не меняйте правила день ото дня.
3. Не позволяйте своему ребенку быть с детьми, имеющими травму мозга или нет, незрелыми в своем поведении.
4. Не полагайте, что Вашему ребенку с мозговой травмой нужны другие дети, чтобы социально развиваться.
5. Не думайте, что Вашему ребенку с травмой мозга лучше с кем-либо еще.
6. Не полагайте, что лучше сэкономить время, чем отвести своему ребенку с травмой мозга время на изучение чего-либо самостоятельно.
7. Не недооценивайте и не препятствуйте желанию Вашего ребенка с травмой мозга помочь.
8. Не полагайте, что Ваш ребенок с мозговой травмой знает, как себя правильно вести в социальных ситуациях, в которых у него нет опыта.
9. Не позволяйте своему ребенку носить неряшливую, неподходящую или инфантильную одежду.
10. Никогда не стыдитесь своего ребенка. У Вашего ребенка такое же право учиться и расти, как и у любого ребенка.
там еще много всяких аспектов в тезисах таких дано.
более подробно можно тут прочитать
http://forum.detiangeli.ru/index.php?topic=16269.0
но лучше всего, конечно, книгу.