Katrinka писал(а):
И вот я весь вечер думала, ну как можно из сада украсть чужой самокат. Ведь дети уходят не одни, а со взрослыми, и взрослый то видит, на чём уехал ребёнок
![confused :-\](https://www.probirka.org/forum/images/smilies/icon_confused.gif)
Короче Ксеня счастлива новой покупкой, а я в расстроенных чувствах(((((
Катринка, очень неприятно, конечно
![confused :-\](https://www.probirka.org/forum/images/smilies/icon_confused.gif)
Бедная Ксюша. У меня в детстве тоже украли велосипед, до сих пор его жалко
![confused :-\](https://www.probirka.org/forum/images/smilies/icon_confused.gif)
(наверно очень сильная эмоция тогда была, по Ириске
![biggrin :-D](https://www.probirka.org/forum/images/smilies/icon_biggrin.gif)
)
Про стыд. Тут надо, мне кажется, разделить термины. То о чем пишет Ириска имеет место быть 100% (я вот тоже не люблю раннюю весну, а осень и зиму - пожалуйста) и называется ОНО - стыд и именно с такой реакцией.
Случаи со старушкой и воровством 5-тилетним ребенком из магазина - это просто социальная жизнь и нормы поведения принятые в обществе. Если, например, у нас в обществе не принято ходить обнаженным и сама эта мысль может привести человека к чувству стыдливости, то в другом обществе некоторых племен Африки до сих пор голость не является чем-то стыдным. Т.е. все зависит от норм, принятых в обществе.
Христианство, прививало многие чувства своим последователям (стыд, чувство неполноценности, чувство греховности), но делало это вовсе не из-за благих намерений, а из-за личной выгоды. Я не буду распространяться сейчас о религии, но то что совесть присутствует у людей и даже некоторых высших приматов не зависимо от религиозных взглядов или их отсутствия - факт.
Вот интересная статья на эту тему:
Способность проявлять какое бы то ни было поведение обеспечивается нашим мозгом. При неполадках в работе мозга нередко нарушается и поведение. Марков рассказывает о людях с повреждением определённого участка мозга – вентромедиальной префронтальной коры. У них полностью сохранён интеллект, но исчезает способность к сопереживанию и чувству вины. «Такие люди выносят моральное суждение на основе холодного расчёта, то есть они просто рассчитывают, какой из вариантов в сумме даст больше хорошего, меньше плохого. А здоровые люди при этом всегда учитывают ещё и свои эмоции», – поясняет Марков и демонстрирует картинку с поездами. В этом стандартном психологическом тесте приводятся две ситуации: в первой можно перевести железнодорожную стрелку, чтобы спасти пятерых детей, но пожертвовать одним, также играющим на рельсах, а во второй ситуации единственный способ спасти детей – столкнуть человека с моста. «Нормальный человек видит, чувствует, точнее, очень большую разницу между этими двумя ситуациями», – объясняет лектор. Человек с повреждением мозга такой разницы не видит.
Но как случилось, что способность к сопереживанию оказалась эволюционным преимуществом?
В начале лекции учёный отмечает, что специалисты, применяющие эволюционный подход к изучению человеческого поведения, постоянно подвергаются нападкам со стороны плохо образованных общественных, политических и религиозных деятелей и цитирует статью из журнала Nature – ответ на антиэволюционные высказывания американских политиков: «И тело, и разум человека произошли путём эволюции от более ранних приматов. Способ человеческого мышления свидетельствует о таком происхождении столь же убедительно, как и строение и работа конечностей, иммунной системы или колбочек глаза. Это относится не только к механизму работы нейронов, но и к различным аспектам нашей морали».
Уверенность учёных в эволюционном происхождении «души» основана на огромной совокупности данных нейрофизиологии, генетики поведения, этологии и других дисциплин. Можно выделить четыре основных направления исследований, подтверждающих, что человеческое поведение может рассматриваться как результат эволюции. Во-первых, существует нейрофизиологическая основа поведения: с любой психической функцией связаны конкретные зоны мозга. Во-вторых, ещё одна новая наука – психогенетика – уже накопила большой массив данных, демонстрирующих связь между генотипом и поведением индивида. Если добавить к ней психоэндокринологию, науку о связи гормонов и поведения, то от «нас самих» останется совсем мало. В-третьих, грань между человеком и животными, о которой так много говорили в XX веке, с каждым годом всё больше размывается. И наконец, эволюционная психология обладает самым важным признаком науки: на основе накопленных ею данных можно строить теории и проверять их экспериментально.
![]()
Перевести железнодорожную стрелку – пожертвовать одним ребёнком и спасти пятерых. Столкнуть человека на рельсы – пожертвовать одним и спасти пятерых. С точки зрения человека с повреждением вентромедиальной префронтальной коры, эти ситуации абсолютно идентичны. Слайд из презентации Маркова
Понимание биологических основ поведения очень упрощает жизнь. Это не ты кидаешь тарелки об стену, это за тебя недостаток прогестерона принимает решения. И поэтому часто приходится слышать, что подобные исследования вообще не надо популяризировать – якобы они могут оправдать некрасивое поведение. Марков не согласен с такой трактовкой: «Эволюционный подход к человеку – он объясняет, откуда что взялось, но никоим образом не отвечает на вопрос, что хорошо и что плохо. На вопрос, что хорошо и что плохо, отвечает человеческая культура. Это результат не биологической, а культурно-социальной эволюции, которая давно уже гораздо важнее для нас, чем эволюция биологическая».
Чтобы проиллюстрировать эту мысль, лектор приводит пример: «Вот вы знаете, генетики обнаружили у человека такой фрагмент ДНК, наличие которого повышает вероятность того, что человек станет убийцей, в несколько раз. То ли в 5, то ли в 10 раз. Это реальная статистика». Аудитория примеряет на себя, беспокоится.
«Как вы думаете, – продолжает Марков, – мы должны людям, носителям этого фрагмента ДНК, какие-то поблажки давать в суде, как-то более снисходительно к ним относиться?» Аудитория, убедившаяся за время лекции в значимости биологических факторов, считает, что скорее да. В самом деле, если от одного человека требуется в 10 раз больше усилий, чтобы подавить агрессию, чем от другого, не означает ли это, что нужно разрабатывать способы выявления этого участка ДНК и принимать превентивные меры, чтобы подавить его работу в организме?
Вообще-то было бы неплохо, наверное. Но не всё так просто. Лектор выдерживает паузу: «Вы догадались, о каком фрагменте ДНК идёт речь, как он называется? А я вам скажу. Y-хромосома».
отсюда: -
http://ethology.ru/library/?id=386
От себя хочу добавить, что даже гориллы могут проявлять "человеческие" качества: сострадание, помощь и заботу о близких, причем не только в своей группе, но даже к "чужакам". Был случай, с упавшим пятилетним малышом в клетку гориллы, и она его не только не атаковала, но даже попыталась помочь человеческому ребенку!
-
https://www.youtube.com/watch?v=u46IH8-cjFw
(извиняюсь у меня интернет жутко тормозит, это не видео про 5-ти летнего мальчика. Это просто что по поиску нашлось первое в ютубе. Кому интересно, поищите видео, там мальчик упал к вольер с гориллами и лежал без сознания. Мне это видео в том году показывала Венди)
А вы говорите о религии! У гориллы точно нет никакой религии и она это сделала не за какой-нибудь рай после смерти. А потому, что элементарная мораль присутствует во всех высших животных. Она отчасти врожденная и отчасти приобретенная воспитанием в конкретном обществе.