Лисица, а как вы с папом реагируете на "плохие" для вас вещи? Когда вдруг что-то складывается совсем не так, как вы рассчитывали? На прямые угрозы? У вас бывает желание "убить кого-то" (конечно, в переносном смысле, и, может быть, даже хорошо скрываемое, но по сути именно такое агрессивное)? Это может быть одна из причин - он копирует ваш способ взаимодействия с "плохим": как вы
не делаете, но, возможно, к чему у вас есть импульс, сдерживаемый воспитанием и социальными ограничениями.
С другой стороны, наверное, в крайних ситуациях, когда психика не справляется иначе, любой из нас испытает подобные чувства. И тогда можно озадачиться, почему для Вовы такие ситуации наступают слишком часто, почему его психика не справляется. Не слишком ли он запуган, застыжен, "должен"? Вообще, поначалу у любого ребёнка психика не справляется, они все пытаются колотить игрушки, вещи и замахиваться на людей, от бессилия и в знак протеста. И тогда вопрос: что вы делали и делаете, чтобы поднять Вове самооценку, придать ему чувство уверенности и научить справляться с чувствами иными способами? Если он усвоил правила поведения и морали (бить людей нельзя), но при этом не чувствует себя уверенным и способным справляться с миром, то у него возникают очень сильные чувства, которые надо куда-то девать. Поскольку маму и того кто рядом бить нельзя, то он вымещает это на игрушках.
В принципе, это всё, что я вынесла с семинара по агрессии

Если есть желание - сходи и спроси сама, всё ж я излагаю в меру своего понимания

. Насчёт советов -
для начала разговори ребёнка (этому посвящён целый семинар и книжка Гиппенрейтер про "активное слушание"
![lol [lol]](https://www.probirka.org/forum/images/smilies/icon_lol.gif)
). Кто плохой? Почему плохой? Что он сделал? Кому сделал? Попытаться дать свою версию: я вижу, что ты злишься, потому что... (тут надо угадать). Короче, это целое искусство. Но ответ на вопрос "что происходит" тебе (и психологу) может дать только Вова, а не я и не психолог. Это же
с ним происходит. Если попробуешь дать оценку или выдать совет - всё, разговор окончен, больше он тебе ничего не скажет. А так, говорят, до получаса можно разговаривать, столько всего нового узнаешь про своего ребёнка
А потом в зависимости от того, что услышишь. Возможно, Вове не хватает опыта успешного преодоления ситуаций фрустрации. Например (специально этого делать не надо, это пример), ты проливаешь на пол кастрюлю только что сваренного прекрасного супа, и больше есть нечего. Ребёнок это видит, и уже понимает, что это страшно обидно и он сам бы расплакался и затопал ногами, и он ждёт от тебя подобной реакции, но видит такую: ну надо же, ну ничего, сейчас мы всё это вытрем и решим, как нам поступить с обедом. Если вместе быстро и спокойно ликвиировать последствия и организовать новый обед, ребёнок получает опыт а) реагирования на фрустрации (обломы) без агрессии и без назначения виноватых б) конструктивного выхода из ситуации.
Устраивать на эту тему развивающие занятия

(лить на пол суп и специально удараяться головой о дверцу шкафа) я бы не стала, но использовать подобные ситуации (а то у нас мало разных бытовых обломов, а то дети не видят и не понимают нашу реакцию на них) при каждом удобном случае - это типа воспитание и есть
